Советская танкетка Т-27. Боевая масса — 2,7 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — 1 пулемет. Толщина брони — 10 мм лоб и борт корпуса. Двигатель — ГАЗ-АА 40 л. с. Скорость по шоссе — 40 км/ч. Запас хода по шоссе — 120 км.
В Англии танкетки не получили широкого распространения, они использовались лишь как пулеметовозы и тягачи. Значительно большее развитие эти машины получили в странах, закупивших лицензии на их производство.
Подвозя итог работам советских конструкторов конца 20-х — начала 30-х годов. Главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров в книге «Время и танки» писал: «…конструкторы этих машин — энтузиасты своего дела, заслужившие самых добрых слов, не смогли решить задач, которые стояли перед нашей Родиной по перевооружению Красной Армии в соответствии с требованиями характера будущей войны. Создание танков — проектирование, изготовление опытных образцов, их испытание, доводка, налаживание серийного производства требовало значительного времени… Для того чтобы создать совершенные боевые машины в наиболее короткие сроки, изучались технические достижения как в нашей стране, так и за рубежом».
В 1930 году Советский Союз закупил некоторые образцы зарубежной военной техники, в том числе и танкетку «Карден-Лойд MKVI». Но прежде чем начать серийный выпуск машины, ее пришлось доработать, устранив имевшиеся недостатки. Этим и занялся коллектив конструкторов во главе с Н. Н. Козыревым. Усовершенствованная модель под маркой Т-27 была принята на вооружение приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Однако производство танкеток, начатое в конце того же года, в тридцать третьем было прекращено (выпущено 2600 штук) по причине неудачной конструкции машины, которая не позволяла эффективно использовать вооружение.
Годом раньше ту же танкетку и лицензию на ее производство закупило и правительство Польши. Сразу же начались работы по ее модернизации: подвеску усилили дополнительной листовой рессорой, поставили более мощный двигатель и новую коробку передач. Танкетка «получила» броневую крышу и под маркой TK-3 в июле 1931 года была принята на вооружение.
В 1931—1933 годах было построено более трехсот ТК. Затем на основе опыта эксплуатации этих машин конструкторы разработали новую модель — TKS, с более рациональной установкой броневых листов большей толщины. Пулемет поместили в улучшенной шаровой установке. Были усилены также элементы подвески и увеличена ширина гусеницы. На TKS устанавливался более мощный двигатель, перископический прибор наблюдения системы Гундляха и оптический прицел к пулемету. ТК и TKS состояли на вооружении отдельных рот в пехотных дивизиях, в кавалерийских бригадах, в отдельных эскадронах разведывательных танков. К началу войны эти машины составляли основу польских бронетанковых сил. В боях с немецкими войсками они не раз поддерживали отчаянные контратаки польских войск, неся при этом тяжелые потери. Всего в 1934—1936 годах было выпущено 300 танкеток марки TKS.
В 1930 году и итальянское военное министерство купило лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд MKVI», поручив ее строительство известной фирме «Фиат-Ансальдо». В ходе работ танкетку усовершенствовали, и в результате в 1931 году на свет появился первый образец, который спустя два года и был принят на вооружение под маркой «малый танк Фиат- Ансальдо CV-З/ЗЗ». При модернизации была радикально изменена ходовая часть, увеличены толщина брони и размеры машины. Все это привело к увеличению веса и потребовало установки более мощного двигателя.
1935 год. Появилась новая модификация «малого танка» — CV-3/35, отличавшаяся от предыдущей установкой спаренного пулемета. На базе танкетки CV-З/ЗЗ была создана огнеметная машина с бронированным баком-прицепом (для огнесмеси). Дальность огнеметания составляла 45—60 м. Танкетки использовались итальянцами в войне против Эфиопии в 1934—1935 годах. Однако во время сражений в Испании (1936—1939 гг.) обнаружилась их полная непригодность к борьбе против танков, к тому же оказалось, что машины CV пробиваются даже крупнокалиберными пулями. Тем не менее они применялись еще и в годы второй мировой войны.
Производство этих машин прекратилось в 1937 году (выпущено их было более 2500, в основном CV-3/35). Немало их было продано и за границу — Австрии, Бразилии, Болгарии, Венгрии и Китаю. В армиях двух последних стран они принимали участие в боевых действиях.
Всемирное «увлечение» танкеткой нашло сторонников и в Чехословакии. Министерство народной обороны поручило фирме ЧКД договориться с английским концерном «Виккерс-Армстронг» о покупке лицензии на производство все той же «Карден-Лойд MKVI». Было решено создать улучшенную модель танкетки. Она была построена, и в 1933 году министерство заказало 70 танкеток, производившихся на заводах ЧКД. Назвали машину «танчиком». Одновременно другая фирма — «Шкода» — начала выпуск танкетки MU-4, рассчитанной на экспорт.
Во Франции Рено в 1930 году создал свою танкетку. Но в ее конструкции прослеживается значительное влияние «карден-лойдов». Основным ее назначением считалось снабжение механизированной пехоты в бою. Машина и называлась «пехотный трактор UE». Выпускалась она серийно в 30-х годах и, как правило, не имела вооружения. Захваченные в 1940 году немцами танкетки оборудовались неподвижной рубкой и оснащались пулеметами.
Таким образом, мы видим, что подобные машины были широко распространены в армиях многих стран. Их назначением была разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Но и в этих случаях от танкеток требовалось не только обеспечивать защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня, но и по возможности эффективно использовать свое вооружение, помехой чему было отсутствие вращающейся башни.
Вообще же эти машины дали толчок к развитию малых танков, бронетранспортеров и плавающих танков. На базе танкеток строились бронетягачи, командирские машины и т. д.