Cоветская танкетка Т23. Боевая масса — 3,5 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — не установлено. Толщина брони — 6 — 10 мм. Двигатель — 40 л. с. Скорость по шоссе — 35 км/ч.
Окончилась первая мировая война. На полях ее сражений были использованы легкие, средние и тяжелые танки. И все-таки некоторым специалистам казалось, что всего этого разнообразия мало. Полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о «роях бронированных застрельщиков». Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных н^ одного-двух человек.
Первый подобный проект разработал в нашей стране в 1919 году инженер Максимов. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее «Щитоноска». Единственный член экипажа «Щитоноски» размещался в ней… лежа, что позволяло получить предельно малую высоту машины. Но, само собой разумеется, в таком крайне неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета, он даже не мог наблюдать за полем боя. А чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартель со своим проектом сверхлегкого танка для одного человека. Получив отказ, он в 1924 году приступает к строительству его в своем гараже.
Конструированием мини-танка занялись также капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей Кардену.
Усилия Мартеля увенчались успехом: в 1925 году он демонстрирует представителям военного министерства своего рода гибрид между автомобилем и танком. Машина понравилась, и автомобильные фирмы «Моррис» и «Кроссли» повели дальнейшую разработку идеи Мартеля. Министерство заинтересовалось также работой Кардена и Лойда и поручило заводу «Виккерс-Армстронг» предоставить им свою техническую базу. Так была построена целая серия одноместных и двухместных танкеток — как стали называть эти сверхмалые танки («танкетка» — французское уменьшительное от английского слова «танк»). В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может справиться с функциями водителя, наблюдателя и стрелка. От идеи одноместной танкетки отказались. Последняя модель ее — «Карден- Лойд» Мк-VI (конец 1928 г.) — стала одновременно и одной из самых известных и одной из самых критикуемых машин в мировом танкостроении. Ее приняла на вооружение английская армия, но ввиду слабости броневой защиты танкетка эта применялась ограниченно — в качестве легкого артиллерийского тягача. Кроме того, она послужила базой для опытных самоходных установок 47-мм пушки и 94-мм миномета.
Танкетка Мк-VI была надежной машиной предельно простой конструкции. Двигатель в асбестовой изоляции размещался в середине корпуса, между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину машины, сохраняя достаточно большую ширину, и тем самым повысить ее маневренность. Она имела планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал в качестве механизма поворота. Поддерживающих роликов не было — верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Пулемет с водяным охлаждением системы Виккерс помещался в съемной установке, мог быть легко снят с машины и установлен для стрельбы на треноге, которую возили на крыше. Ввиду отсутствия башни высота танкетки была невелика. Низкое расположение центра тяжести предотвращало опрокидывание ее на крутых склонах.
Танкетку Мк-VI ввиду явных тактических недостатков (прежде всего из-за отсутствия башни, что не позволяло достаточно эффективно использовать вооружение) сняли с производства уже через год.
В конце 20-х годов в капиталистическом мире разразился экономический кризис. Английское правительство не могло выделять крупные средства на содержание и вооружение армии. С другой стороны, английская военная промышленность нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Танкетке требовалось создать рекламу. Ведь именно эта дешевая и простая в производстве машина в годы финансовых затруднений обещала удовлетворить запросы теоретиков механизированной войны. Для колониальных держав она была просто находкой. Тогда же страницы журналов и газет обошла фотография лошади и танкетки, стоявших рядом. Смотрите, мол, как невелик современный бронированный «конь», дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Возможно, реклама сыграла свою роль: танкетки Мк-VI закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензию на ее производство. Для нужд английской армии было построено 325 танкеток и более сотни на экспорт. 5 танкеток купила Боливия и применила их в войне с Парагваем (1932— 1935 гг.). Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом. Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже для стрелкового оружия. Несостоятельной оказалась концепция использования танкеток как механизированной брони пехоты. Но этим увлечением в 20-х и в начале 30-х годов «переболели» почти все армии мира.
В конце 20-х годов советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько экспериментальных образцов танкеток. В то время считали, что Красная Армия нуждается в легкой многоцелевой бронированной машине — для разведки, охранения, осуществления связи и сопровождения танковых частей.
Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста разработало танкетку Т17 («Лилипут»). В сентябре 1927 года строительство ее поручили заводу в Ленинграде. Танкетка была задумана в двух вариантах: пулеметном и пушечном. Специально для нее сконструировали двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу. Несколько позже по типу танка МС1 разработали двухместную танкетку Т23, представлявшую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было; она могла служить как пулемето- воз или легкий бронетранспортер.
В 1929—1931 годах выпущено несколько машин Т17 и Т23, но в серийное производство они так и не пошли.
Не отставали от других и конструкторы Франции и США. С 1921 по 1928 год уже известная нам фирма «Сен-Шамон» создала четыре экспериментальных образца одно- и двухместных колесно-гусе- ничных танкеток. Для одного человека предназначалась и американская танкетка Т1 фирмы «Каннин- гем» (1928 г.).
Но все эти разработки так и не вышли из стадии эксперимента.