ПОСЛЕДНИЕ ПЕХОТНЫЕ ТАНКИ

Английские танки — легкий «Валентайн-IV» и средний «Матильда MHIIA *»

Английские танки — легкий «Валентайн-IV» (слева) и средний «Матильда MHIIA *» (справа). Боевая масса (соответственно) — 16 и 26,5 т. Экипаж — 3 и 4 чел. Вооружение — одна 40-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет; у «Матильды» вооружение аналогичное. Толщина брони: лоб корпуса — 60 и 78 мм, борт — 30 — 60 и 70 мм, башня — 65 и 75 мм. Двигатель — дизель GMC 66-7, 138 л. с. и два дизеля «Лейланд» Е-148, 92 л. с. Скорость по шоссе — 24 км/ч у обоих танков. Запас хода по шоссе — 145 и 260 км.

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а «спутники пехоты» нуждались в надежной броне. Эти танки, двигаясь вместе с солдатами, не отличались и высокой скоростью, да она была и не нужна им.

Одна из таких машин — All, созданная в 1936 году конструктором Дж. Карденом на заводе фирмы «Виккерс-Армстронг», весила 11 т. Она, одетая в 60-мм броню, вооружалась одним лишь пулеметом и развивала скорость до 13 км/ч. Управлял танком экипаж из двух человек. Позднее проектировщики пытались усилить вооружение и увеличить скорость All, но их попытки не увенчались успехом. Поэтому англичане решили создать новый пехотный танк на базе опытного среднего А7. А пока суд да дело, All поставили на конвейер под маркой Мк1 («Ма- тильда-1»). Всего выпущено 140 штук Мк!, причем построенные машины были потеряны во время боев в Бельгии и во Франции в мае 1940 года.

Прототип нового танка (пехотный танк МкII «Матильда-II) появился позднее, в апреле 1938 года. Но перед началом второй мировой войны были готовы только два экземпляра. Их создатели впервые в английском танкостроении отказались от использования каркаса корпуса. МкI и МкII оснащались парой шестицилиндровых дизелей А. Е. С., а на MKIIA * устанавливался «Лейланд». В машинах применялась планетарная коробка передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление танком. Броневые детали корпуса, соединенные болтами, служили конструктивными элементами. За время выпуска (до августа 1943 года) построено 2987 штук «Матильды-II». В тот же период MKIIA поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Благодаря толстой броне машина оказалась практически неуязвимой для танковых и противотанковых пушек противника. «Матильда», слабо вооруженная и тихоходная, отличалась к тому же и неважной проходимостью. Несколько позднее с вооружением стало лучше: на модификациях третьей и четвертой установили 75-мм орудие.

В 1938 году «Виккерс-Армстронг» получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем «Матильда». В будущей машине решили использовать основные агрегаты и узлы опытных танков А9, А10 и А11. И вот в июле 1940 года началось производство нового МкШ — «Валентайн». За шесть лет заводы Великобритании и Канады построили 8275 машин, которые стали самыми массовыми английскими танками. «Валентайн» выпускался в 11 модификациях, отличавшихся друг от друга типами и марками двигателей (на первой ставили карбюраторный, на последующих — дизельный) и вооружением (первая-седьмая оснащались 40-мм пушками, восьмая- десятая — 57-мм, а одиннадцатая — 75-мм орудием). Однако разница в весе между первыми и последними машинами составляла всего 1 т.

Танк был технически надежен и прост в обслуживании, поэтому его, видимо, и любили английские танкисты. Но чтобы управлять «Валентайном», требовалась немалая сила. Во время второй мировой войны эта машина применялась практически на всех фронтах, но в конце ее МкIII не мог уже бороться с танками противника. Тогда машину стали использовать во второстепенных сражениях или в качестве разведчика. «Валентайны» всех модификаций, кроме первой, поставлялись и в нашу страну.

Семью английских пехотных танков дополнял тяжелый MKIV «Черчилль», заказанный армией еще в 1939 году. Премьер-министр как-то сказал о нем: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чём у меня самого». Действительно, громоздкая, с мощной броней машина старомодной формы — гусеницы охватывали прямоугольный корпус, детали которого крепились болтамй на каркасе из уголков, — имела ряд недоработок в трансмиссии, ходовой части и системе управления. С июня 1941-го по 1945 год заводы Великобритании поставили войскам 5640 «Черчиллей». По ходу строительства машин в конструкцию их вносились многочисленные изменения, но тем не менее, например, в 1942 году выпущенные ранее 1200 танков пришлось переделать заново. MKIV ВЫХОДИЛ В 11 модификациях, масса которых выросла с 38,5 до 40 т, а скорость упала с 25 до 20 км/ч. Что касается вооружения, то на машинах первой и второй модификаций устанавливали орудие буквально смехотворного калибра — 40-мм. И это на тяжелом-то танке!

С осени 1941 года «Черчилли» оснастили 57-мм пушкой, а на 120 машинах четвертой модификации появилась башня от американского танка «Шерман» с 75-мм пушкой. На пятой и восьмой уже было 95-мм орудие, на шестой и седьмой — новая английская 76-мм пушка, а последние машины (IX—XI), по существу, танки первых выпусков, вооруженные по типу четвертой и седьмой модификаций MKIV, «Черчилли» I, II и III шли и на вооружение Красной Армий, но у советских танкистов они не пользовались успехом.

В нашей стране в 1940 году разрабатывался танк Т-50, призванный заменить «спутника пехоты» Т-26. Конструктор Л. С. Троянов, проектируя его, учел уроки боев в Испании. В конце последнего предвоенного года прототипы Т-50 прошли испытания, а в апреле следующего машину приняли на вооружение. Надо отметить, что, обладая сравнительно малой массой, танк имел солидное бронирование с рациональными углами наклона листов корпуса. Башня, где размещались три члена . экипажа, снабжалась командирской башенкой и шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Подвеска Т-50 индивидуальная, торсионная, катки с внутренней резиновой амортизацией. На танке устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель. Машина оснащалась радиостанцией. Т-50 как представитель класса легких танков был хорошо вооружен и имел высокие ходовые качества. Но он оказался сложным в изготовлении, и поэтому к началу 1942 года заводы страны выпустили лишь 65 машин. Основным танком в Красной Армии окончательно стал знаменитый T-34.

В заключение расскажем еще об одном «спутнике пехоты». В 1939 году немецкое командование предложило (не меняя вооружения) усилить бронирование Т-I с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их T-IF или VK1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VK1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.

Боевой опыт выявил недостатки концепции пехотных и крейсерских танков. На первое место вышел основной средний танк. Он отлично сочетал в себе подвижность, бронеза- щиту и был хорошо вооружен.

  Советский легкий танк Т-50
Рис. 48. Советский легкий танк Т-50. Боевая масса — 13,5 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня — 37 мм. Двигатель — дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе — 60 км/ч. Запас хода по шоссе ‘ — 340 км.

Немецкий танк T-IF (VK1801)

Рис. 49. Немецкий танк T-IF (VK1801). Боевая масса — 21 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса — 80 мм, борт — 50 мм, башня — 80 мм. Двигатель — Майбах HL 45, 150 л. с. Скорость по Шоссе — 25 км/ч. Запас хода по шоссе — 150 км.