Французские легкие танки Н-35 и R-35. Боевая масса — 11,4 и 9,8 т соответственно. Экипажи — по 2 чел. Вооружение — одна 37-мм пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 34 и 32 мм, борт — 34 и 40 мм, башня — 45 мм. Двигатель — «Гочкис», 75 л. с. и «Рено», 82 л. с. По шоссе скорость — 28 и 19 км/ч, запас хода — 129 и 138 км.
Вторая половина 30-х. Последние мирные годы в Европе. В Испании уже идет гражданская война, и на полях сражений малокалиберные противотанковые пушки эффективно выводят из строя атакующие пехоту легкие танки. Казалось бы, это обстоятельство должно было насторожить военных специалистов. Однако и перед началом второй мировой войны мало что изменилось: такие машины все еще преобладали в армиях многих стран. Конструкторы упорно разрабатывали все новые их образцы, а теоретики и практики боя отводили им в ближайшем будущем роль основного танка. Вот как развивалось в эти годы танкостроение в некоторых европейских странах.
В 1935 году фирма «Рено» выпустила легкий танк сопровождения пехоты R-35. На нем устанавливались цельнолитые башни и скрепленные болтами детали корпуса. Эта техническая новинка ускоряла производство машин, позволяя дифференцировать толщину и наклон брони при наиболее компактной форме корпуса. В качестве упругих элементов подвески применялись спиральные пружины, заключенные в резиновые амортизаторы. R-35 выпускался вплоть до 1940 года. Всего же за пять лет построено более 1500 танков, причем в последней серии танки выпускались, оснащенные пушками с улучшенными баллистическими данными и удлиненным стволом.
Конкурент «Рено» фирма «Гочкис» в 1935 году запустила в производство свой собственный танк Н-35, весьма похожий на R-35 (построено 1200 штук). Однако машина имела иной двигатель и лишний каток в ходовой части. Желая облегчить полевой ремонт, разработчики Н-35 сделали литые броневые детали корпуса разъемными. Через четыре года танк усовершенствовали, оснастив его 120-сильным мотором и 47-мм пушкой, и назвали Н-39/40. Он развивал скорость до 35 км/ч и имел 150-километровый запас хода. По боевым качествам машина Гочкиса несколько превосходила ту, что строили на заводах «Рено». Однако и у Н-35 и у R-35 недостатки были одинаковые: теснота внутреннего помещения, малая скорость и немногочисленный экипаж.
Примерно в те же годы другая французская фирма, FCM, блеснула оригинальностью, создав модель FCM-36. Это был первый легкий танк со сварным корпусом и башней. Вот некоторые его технические данные: боевая масса — 12,8 т; экипаж — 2 чел.; вооружение — одна 37-мм пушка, один пулемет; толщина брони — 20—40 мм; двигатель — дизель; скорость — 23 км/ч. Важно отметить, что в конструкции башни и корпуса FCM-36 не было ни одной вертикальной детали. И конечно же, не случайно проектировщики выбрали рациональные углы наклона броневых листов, увеличив тем самым снарядостойкость корпуса. И все-таки из-за высокой стоимости заводы выпустили всего 100 таких танков.
В 30-е годы и чехословацкие специалисты создали 10 образцов легких танков. Наиболее известна серия TNH, которую выпускала фирма ЧКД (иногда эту модель называют «Прага»). Еще в 1934 году эта фирма наладила производство AH-IV, специально предназначенных для иранский армии. Ходовая часть машины напоминала систему, предложенную У. Кристи: опорные катки большого диаметра, сблокированные попарно на листовых рессорах. Фирма разработала несколько модификаций такого танка, которые поступали в основном за границу: в Афганистан, Литву, Перу, Швейцарию, Швецию и Югославию. Одним образцом — TNHP — заинтересовалось и военное министерство самой Чехословакии. В 1938 году этот танк под маркой LT-38 был принят на вооружение армии.
После аннексии Чехословакии производство TNHP продолжалось, правда, уже под другим, «онемеченным», обозначением — PzKpfw или 38 (t). До 1942 года вермахту было поставлено 1411 танков. За счет рациональной компоновки в машине свободно помещалось 4 человека. Она имела планетарные коробку передач и механизмы поворота. Поскольку масса равномерно распределялась на все катки, 38(t) отличался маневренностью и свободно управлялся.
Гитлеровцы активно использовали TNHP при вторжении в Польшу и во Францию. К 1 июля 1941 года в их армии насчитывалось 763 таких танка.
В 1938 году решила закупить лицензии на производство танков и Венгрия. Она обратилась к Швеции с просьбой продать патент на выпуск легкого танка «Ландсверк-60», который считался одним из лучших. Созданная в 1934 году машина массой 7 т была рассчитана на 3 человека и развивала скорость до 50 км/ч. Она была оборудована новейшими приборами для наблюдения за противником и управления огнем, имела индивидуальную подвеску катков. Броневые листы крепились под большими углами наклона.
И вот на основе «Ландсверка» в 1940 году Венгрия приступила к выпуску собственной машины «Толди». Конечно, не обошлось без некоторых изменений: вооружение поставили свое, а двигатели и оптические приборы закупили у немцев. За три года с конвейера сошло 190 танков «Толди». Однако из-за слабого вооружения и бронирования они использовались лишь как разведчики.
Несколько позднее, чем в других странах, началось производство легкого танка и в Италии. Первые экземпляры появились в 1940 году. Сами итальянцы называли его «средний Ml3/40». Но название не отражало сути: по своим техническим данным машина не вышла из класса легких. На ней устанавливался дизель-мотор, а броневые листы крепились болтами к каркасу из уголков. Эти танки и стали основными в армии дуче. К 1943 году их выпустили 1772 штуки, включая модификации М14/41 и Ml 5/42. Они воевали в Северной Африке, на советском фронте, да и в самой Италии (уже как трофейные в немецких войсках). Воевали и всюду несли тяжелые потери. Ибо уже в те годы устарели, по своим основным боевым характеристикам уступали танкам Советского Союза и его союзников.
Первые же сражения второй мировой войны, по сути дела, поставили точку на столь продолжительной карьере легкого танка. Пришло время заменить его средним.