Советский танк МС выпуска 1930 года. Боевая масса — 5,9 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — одно 37-мм орудие, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 14 мм, башня — 8 мм. Двигатель — М-1, 40 л. с. Скорость по шоссе — 16,5 км/ч. Запас хода по шоссе — 120 км.
Самыми распространенными в большинстве иностранных армий с середины 20-х до середины 30-х годов были легкие танки сопровождения пехоты, которые вели свою родословную от французского «Рено FT». Потомки, конечно, внешне мало походили на своего прародителя. Однако основные конструкторские решения машины — небольшая масса, легкое, часто только пулеметное, вооружение, невысокая скорость передвижения и противопуле- вая броня при малочисленном (2—3 чел.) экипаже — сохранились.
В нашей стране продолжателем традиций FT явился танк МС (малый сопровождения), или Т-18 (см. «ТМ», 1970, № 2). Он производился с 1928 по 1931 год и стал первым советским массовым танком (всего создано более 900 штук). По мере выпуска МС конструкторы внесли в него немало усовершенствований. К примеру, в ходовой части установили более мощный двигатель; пулеметы системы Федорова заменили на ДТ («Дегтярев танковый»); в башне появилась кормовая ниша, за счет чего улучшилось размещение боекомплекта. Т-18 недолго находился на вооружении Красной Армии, вскоре его^заменили на более совершенный Т-26 (см. «ТМ», 1970, № 4). Это была легкая машина, выпускавшаяся — на наших заводах с 1931 по 1940 год. Первоначально танк изготовлялся в двухбашенном варианте (вооруженный либо одмими пулеметами, либо 37-мм орудием в правой башне и пулеметами), а спустя два года — в однобашенном. Т-26 имел двигатель воздушного охлаждения советского производства с горизонтальным расположением цилиндров.
Тогда же, на переломе двадцатых- тридцатых годов, английская фирма Виккерс-Армстронг билась над созданием среднего танка Мк-III (иначе его называли «Виккерс шестнадцатитонный»). Он должен был отвечать весьма жестким требованиям, выдвинутым военным министерством, которое s то время претерпевало финансовые затруднения, а потому было согласно лишь на недорогую машину. Зная об этом, фирма не всякий случай параллельно заказанному Мк-III создала в 1929 году и другой танк — легкий и более дешевый. Машину назвали «Виккерс шеститонный». Фирма не ошиблась: ее детище оказало на развитие танков 30-х годов гораздо большее влияние, чем «Рено». Машина выпускалась в двух вариантах: А — пулеметном (вооружение размещалось в двух башнях) и В — пушечном (с 47-мм орудием в башне). Здесь мы становимся свидетелями того, как в строительстве этих модификаций нашла реальное (хотя и запоздалое) воплощение идея, появившаяся еще в первую мировую войну, — пулеметные танки действуют против пехоты, а пушечные их поддерживают.
Машина варианта В имела более толстую (17 вместо 13 мм) броню и большую массу (7,4 вместо 7 т), чем машина варианта А. Она ни в чем, кроме скорости, не уступала средним английским танкам Мк-II и Мк-III (не путать с тяжелыми танками тех же марок 1917 года), но была легче их и гораздо дешевле. «Виккерс шеститонный» отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Но английское командование не приняло танк на вооружение по непонятным до сих пор причинам. Критике, в частности, подверглась конструкция ходовой части. И как бывало не раз в подобных случаях, машина нашла признание не в своем отечестве. Ее закупили Боливия, Китай, Португалия, Таиланд, Финляндия и Эстония. Кроме того, производство «шеститонных» наладили в Италии (под маркой «Ансальдо восьмитонный»), Чехословакии («Шкода-2а»), в Польше (7 TP). Вот, к примеру, как модернизировался английский образец за Бугом,
В августе 1931 года польское правительство закупило 38 машин «Виккерс шеститонный», а спустя два года конструкторы этой страны изготовили своего первенца. От английского прототипа его отличали дизельный двигатель водяного охлаждения «Заурер», установка которого привела к изменению корпуса над моторным отделением. Серийная постройка 7 TP началась в 1935 году и длилась вплоть до начала второй мировой войны. Однако выпущено их было сравнительно немного — 135 штук как в пулеметном двухбашенном варианте, так и (с 1937 г.) в пушечном однобашенном. Пушка у этих танков была шведского образца, изготовлялась в Польше по лицензии фирмы «Бофорс». Между прочим, на 7 TP впервые установили танковые перископы конструкции капитана Гундляха (впоследствии такие приборы под маркой Мк-IV использовались в английских, американских и других танках).
7 TP по вооружению и бронированию превосходили немецкие Т-I и T-II, которые состояли на вооружении гитлеровской армии в 1939 году, но уступали последним в скорости. Они не раз вступали в бой с превосходящими силами противника и наносили ему существенный урон.
А французские специалисты продолжали работать над усовершенствованием серии «Рено». Испытанный в 1928 году танк NC-3 спустя два года под обозначением D-1 был принят на вооружение. До 1935 года промышленность страны поставила армии 160 таких машин. От своих предшественников они отличались усиленным вооружением и бронированием, а значит, и большей массой. Ходовая часть была прикрыта броневым фальшбортом. В то время D-1 считался средним танком и имел массу 12 т (в поздних выпусках 14 т), толщину брони — 14—25 мм, скорость — 18—20 км/ч. Вооружен он был 37-мм или 47-мм орудием и двумя 7,5-мм пулеметами. Экипаж — 3 человека. В 1936 году с конвейера сошел первый образец модифицированной машины, получивший обозначение D-2. До 1938 года их выпустили 100 штук. По массе этот танк уже заслуженно мог считаться средним.