Американский плавающий танк LVT (А) (2). Боевая масса — 14,5 т. Экипаж — в чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение — одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус — 12,7 мм, башня — 25,4 мм. двигатель — карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше — 30 км/ч, по воде — 11 км/ч. Запас хода — 240 и 100 км соответственно.
Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.
Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.
Существуют три возможности «научить» танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.
Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк1Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в… Темзе. Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.
В нашей стране в 1919—1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход АМ».
А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922— 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбер- мана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.
Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс- Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков- надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель ,и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой частг. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.
В Советском Союзе в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37 (см. «ТМ» № 9, 1979 г.), а четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Да и проходимость танка за счет уменьшения давления на грунт стала выше. Вместо дифференциала на Т-38 в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Этим облегчалось управление. В 1938 году в танке установили двигатель и КП легкового автомобиля, в результате чего увеличилась скорость и одновременно удешевилось производство машины. Т-38, созданный коллективом конструкторов во главе с Н. А. Астровым, был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью до 1939 года, а потом его заменил более совершенный Т-40 (см. «ТМ» № 12, 1979 г.). Т-38 участвовал в боевых операциях в самом начале Великой Отечественной войны.
А теперь снова вернемся к моделям Виккерса и Кристи, проданным Японии. Там в середине 30-х годов были созданы на их базе первые опытные образцы SRI, SRII, SRIII. Однако модернизацией закупленных танков в Стране восходящего солнца занялась не армия, а флот. Взяв за основу легкий танк «Ха-го», японцы переделали корпус (увеличив его объем), убрали внутрь детали подвески. Неизменными остались лишь моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. На новой модели установили два винта и пару рулей, а также башни от опытного танка «Кении образца 98 и два сбрасываемых понтона — в носу и на корме. Переконструированную машину назвали «Ка-ми» образца 2 1942 года. В ней, снабженной радиостанцией, могло поместиться пять человек экипажа.
В ходе войны, в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Некоторые назывались танками, другие — бронетранспортерами, но особой разницы между ними не было. В башнях танков устанавливались 37-мм пушки или 75-мм короткоствольные орудия. Крыша «пловцов» была бронирована, и, кроме экипажа, в них могло уместиться еще 10—12 человек. Таков был, к примеру, танк LVT(A)I, гостроенный на базе бронетранспортера LVT(2). На машине установили башни от легкого танка МЗ с 37-мм пушкой, один зенитный пулемет калибра 12,7 мм и два 7,62-мм пулемета. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы от огня даже легкого оружия. Выпущено их было много — около 18 500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне.