УЧИТЫВАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ

Трофейный средний танк МкА, состоявший на вооружении Красной Армии
Трофейный средний танк МкА, состоявший на вооружении Красной Армии. Боевая масса — 14 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 4 пулемета. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «тейлор» — 45 л. с. Скорость по шоссе — 13 км/ч. Запас хода по шоссе — 130 км.

В 1918 году не только англичане и французы, но и немцы уже приобрели опыт использования танков. Когда англичане в бою под Камбрэ не смогли использовать успех прорыва, достигнутый тяжелыми танками, в оперативном масштабе, они поняли, что нуждаются в поддержке более легких, подвижных машин.

Во время первой мировой войны французы выпускали в основном легкие гусеничные машины. Правда, они предназначались только для сопровождения пехоты. Французы построили значительно больше танков, чем англичане (3977 против 3027), именно потому, что упор был сделан на производство более дешевых и легких. И это вполне себя оправдало. Тяжелые танки были громоздки, их трудно было доставить на исходные для атаки позиции.

Итак, стремясь создать своего рода «бронированную стратегическую конницу», англичане начали конструировать средний танк. Он получил обозначение «средний МкА», или «уиппет».

Эта машина была незавершенным детищем инженера У. Триттона. Конструктор разработал сравнительно легкий танк с вращающейся башней. Но ввиду трудностей и задержек с налаживанием производства башен от них решили отказаться. И танк Триттона пошел «на конвейер» без такой важной детали. Заказ на 200 машин был выдан еще в июне 1917 года, а их производство началось в декабре.

Первые машины начали поступать с завода фирмы «Фостер» в марте 1918 года.

Танки «уиппет» («борзая») считались быстроходными: их скорость была вдвое больше, чем у Мк IV—V. Интересной особенностью машины было и наличие двух двигателей со своими коробками передач (КП). Каждый из них приводил в движение одну гусеницу.

Танк оказался сложен в управлении — от водителя требовалось большое умение. Если выходил из строя хотя бы один мотор, машина двигаться не могла. Танки МкА были дороги, сложны в производстве и в обслуживании, но, несмотря на это, оказались значительно надежнее своих старших собратьев МкI—MкV. Танкисты шутили, что «борзые» были в состоянии собственным ходом возвратиться в свою часть после боя. В сражении под Амьеном в 1918 г. участвовало 96 этих машин. Впервые в истории танковых войск они совершили нечто вроде. оперативного прорыва. Оторвавшись от своей пехоты в сопровождении конницы, они провели рейд по тылам немцев.

Захваченные в качестве трофеев танки «уиппет» попользовались и в немецкой армии. Они воевали и в войсках интервентов и белогвардейцев во время гражданской войны в России. Затем, тоже как трофейные, лопали в Красную Армию, где находились на вооружении до начала 30-х годов. У нас их назвали «тейлор» (по имени конструктора двигателя). Несколько машин были в начале 20-х годов куплены и Японией. В английской же армии «борзые» служили недолго, и после войны заменены средними танками МкВ и МкС.

Штаб английских танковых войск, будучи уверен, что война продлится и в 1919 году, поднял вопрос о массовом строительстве быстроходных, танков. Начальник штаба полковник Дж. Фуллер считал, что в дополнение к тяжелым пехотным надо производить быстроходные, предназначенные для действий против вражеских штабов и коммуникаций. Средний МкА оказался неудачным. Поэтому уже в 1918 году англичане сконструировали две новые модели: средние МкВ и МкС. Однако, следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус. Сохранилась и жесткая подвеска. Было заказано 6 тысяч средних танков, но война закончилась 11 ноября 1918 года. Уже после перемирия было построено 45 МкВ и 36 МкС.

МкВ получился тяжелым для среднего танка. Поскольку мощность мотора была явно недостаточной, скорость его оказалась даже ниже, чем у МкА.

Вооружение на обоих танках размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами обстрела. Танк МкВ был оснащен аппаратурой для создания дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, помещение для экипажа было тесным и неудобным. Несколько танков МкВ в 1919 году во время иностранной военной интервенции в составе английских войск принимали участие в боевых действиях на севере России. Они были захвачены Красной Армией и состояли на ее вооружении.

Последним образцом среднего танка, который англичане сконструировали до конца войны, был MкD. Этот имел вращающуюся башню и низкий корпус и был первым танком, «умевшим» плавать.

Немцы также пытались усовершенствовать свои танки. Начали они с подражания английским тяжелым машинам. Конструкторы модернизировали танк A7V, снабдив его гусеницами, охватывающими корпус, и спонсонами для установки вооружения. При этом вес его возрос до 40 т. По всем параметрам он превосходил английские: скорость его достигала 12 км/ч, толщина брони — 30 мм. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и четырех пулеметов. Экипаж состоял из 7 человек. Было построено только два опытных экземпляра этой машины, оказавшейся весьма сложной и дорогой.

Весной 1918 года в Германии занялись конструированием нескольких образцов легких танков. Уже в октябре 1918 года Й. Фолльмер представил два своих образца. По условиям перемирия Германия обязана была выдать союзникам все танки, даже опытные. Версальский мирный договор запрещал ей строительство бронетанковой техники. Тем не менее в полнейшей тайне немцы изготовили несколько танков LКII. Только недавно было установлено, что Венгрия (которой Трианонским мирным договором также было запрещено иметь танки) втайне закупила четырнадцать LКII. В разобранном виде их доставили в Венгрию. 5 из них были собраны в 1928 году.

Тем временем Й. фолльмер перебрался в Швецию и продолжил разработку легких танков на заводе «Ландсверк» (в городе Ландскрона), который, по существу, был филиалом фирмы Круппа. По образцу LKII для шведской армии было построено несколько десятков легких танков М-21, состоявших на ее вооружении до середины 30-х годов. В 1929 году они были модернизированы (получили обозначение М-21/29). В отличие от LKII их вооружение размещалось во вращающейся башне. Все машины были оборудованы радиоприемниками, а командирские (от командиров взводов и выше) — передатчиками.

Английский средний танк МкВ

 Рис. 12. Английский средний танк МкВ. Боевая масса — 18 т. Экипаж — 4— 5 чел. Вооружение — 6 пулеметов. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «рикардо» — 100 л. с. Скорость по шоссе — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 105 км.

 Немецкий легкий танк LKII

 Рис. 13. Немецкий легкий танк LKII. Боевая масса — 8,75 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 1 57-мм пушка или 2 пулемета. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «Даймлер» — 55 л. с. Скорость по шоссе — 13 км/ч. Запас хода по шоссе — 64 км.

 Шведский легкий танк М-21/29

Рис. 14. Шведский легкий танк М-21/29. Боевая масса — 9,5 т. Экипаж — 9 4 чел. Вооружение — 137-мм пушка или 2 пулемета. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «екания вабис» — 60 л. с. Скорость по шоссе — 18 км/ч. Запас хода по шоссе — 70 км