Советский средний танк Т-29. Боевая масса — 28,5 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одно 76-мм орудие, четыре 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса—30 мм, борт и башня — 20 мм. Двигатель — бензиновый М17Л, 500 л. с. Скорость по шоссе — 56 км/ч на гусеницах, 80 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе — 220 км.
Мы уже рассказывали о танках, обладавших одновременно двумя раздельными движителями — колесным и гусеничным (см. «ТМ» № 10 за 1979 год). Но эти машины отличались сложностью конструкции, оттого и управлять ими и обслуживать их было трудно. Поэтому в массовое производство они не пошли.
Американский конструктор Уолтер Кристи нашел другое техническое решение, позволявшее увеличить оперативную подвижность танков (иными словами, скорость при движении по дорогам). Кристи увеличил диаметр опорных катков (передние два из них управлялись) до размеров автомобильных колес, а гусеницу сделал съемной. Теперь при движении со снятыми гусеницами тяговое усилие с помощью цепи Галля передавалось с ведущего колеса на заднюю пару катков, которые служили ведущими колесами.
Свою первую колесно-гусеничную машину У. Кристи построил еще в 1919 году. Однако в окончательном виде его идея воплотилась в моделях 1928-го и особенно 1931 годов. Сам конструктор назвал ее «танк 1940 г.». Он имел по четыре опорных катка с каждой стороны. В погоне за скоростью изобретатель оснастил его авиационным мотором, позволившим получить и до сих пор непревзойденные удельные мощности (более 40 л. с./т), и скорость по шоссе на колесах до 113 км/ч. Масса танков равнялась 7—9 т.
Машины этого американского инженера, построенные в 1931 году, испытывались в армии страны, но на вооружение так и не были приняты. Специалисты считали, что при больших скоростях управлять ими очень трудно, да и бронирование танков было недостаточным. Однако идеи Кристи оказали большое влияние на последующее развитие «броненосцев». Многие из его конструктивных решений сохранились и поныне: наклонный лобовой лист, опорные катки большого диаметра с индивидуальной подвеской и размещением упругих элементов внутри корпуса, компактное расположение двигателя в кормовой части машины.
Идея колесно-гусеничного танка с ходовой частью, разработанной Кристи, нашла воплощение в нашей стране. Первая такая модель под обозначением БТ-2 заочно была принята на вооружение 23 мая 1931 года (еще до изготовления опытного образца). Производство их началось три месяца спустя, и в военном параде 7 ноября того же года участвовало три машины.
На БТ-2 вместо цепной передачи при движении на колесах использовалась шестеренчатая («гитара»). Для того чтобы поменять движитель, экипажу нужно было затратить всего 30 минут.
Новая конструкция страдала множеством «детских болезней»: авиационные двигатели плохо заводились и часто перегревались. БТ-2 выпускались до 1933 года (с несколькими вариантами вооружения). Эти машины ввиду своих отличных скоростных данных были хорошо приняты красноармейцами.
Советские конструкторы вели работы по дальнейшему улучшению боевых свойств танка. И в результате в 1933 году появился БТ-5, вооруженный 45-мм пушкой (образца 1932 года) и спаренным пулеметом. На машине установили двигатель отечественного производства, башню улучшенной формы, усиленные детали ходовой части. Командирские БТ-5 имели радиостанции с поручневой антенной. Это, кстати, сослужило плохую службу в боях: противник, видя издалека эти танки, старался вывести их из строя в первую очередь. Впоследствии антенну заменили на штыревую.
В 1935 году в Красную Армию начал поступать танк БТ-7. На нем установили улучшенный двигатель, вновь сконструированный главный фрикцион, ленточные плавающие тормоза, что значительно повысило ходовые качества. Толщину брони и запас хода также увеличили. Через три года с начала выпуска БТ-7 стал производиться с коническими башнями для увеличения пулестойкости. За два года до начала Великой Отечественной войны на модификации БТ-7М установили специально созданный дизель-мотор В-2 вместо устаревшего М-17Т, использовавшегося ранее в авиации и снятого с производства. Скорость танка возросла до 62—86 км/ч, запас хода — до 600/700 км (в числителе — на гусеницах, в ‘ знаменателе — на колесах), а масса — до 14,6 т.
Производство БТ-7М прекратили весной 1940 года, вместо него в серию была запущена знаменитая тридцатьчетверка, унаследовавшая от своего предшественника ряд элементов трансмиссии и ходовой части и двигатель.
Машины серии БТ — основные танки самостоятельных механизированных и крупных танковых соединений Красной Армии, — как и все легкие танки 30-х годов, были «одеты» в противопулевую броню, поэтому к началу второй мировой войны они уже устарели. БТ-5 сражались в 1938 году у озера Хасая и в Испании в 1936—1938 годах, БТ-7 — на Халхин-Голе и в 1939—1940 годах — на Карельском перешейке. Пригодились машины и в начале Великой Отечественной войны.
В 1935 году был создан колесно- гусеничный вариант среднего танка Т-28, получивший название Т-29. На экспериментальной машине Т-29 корпус;, двигатель и вооружение от Т-28. Ходовая же часть была совершенно новой: восемь опорных катков большого диаметра, причем в отличие от БТ ведущими были три пары. Танк благодаря специальным синхронизаторам мог двигаться с одной гусеницей. Но Т-29 оказался сложным в эксплуатации и в серию не пошел. Однако это был важный этап советского танкостроения.
В том же 1935 году конструкторы попытались создать легкий колесно-гусеничный танк, предназначавшийся для замены нашего основного — Т-26. Он назывался Т-46 и имел восемь опорных катков большого диаметра (две пары ведущие). При массе 15 т он своим вооружением и бронированием не отличался от Т-26 или БТ и из-за сложности в производство не пошел.