Под редакцией: генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА.
Автор статей — инженер Игорь ШМЕЛЕВ.
Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ.
Трактор русского изобретателя Ф. Блинова.
С тех пор как в 1916 году танк впервые появился на полях сражений, началась его эволюция, вызываемая изменением взглядов на роль бронированных машин в боевых действиях. И в этом большая заслуга советских военных специалистов.
Именно в нашей стране впервые оценили оперативные возможности танков. Именно в нашей стране задолго до второй мировой войны создали крупные танковые соединения. Именно в нашей стране разработали теорию глубокой операции, согласно которой танки, взаимодействуя с самолетами и глубоко проникая в расположение противника, могут решать крупные оперативные задачи. Великая Отечественная война подтвердила справедливость этой теории и показала, что танк может по праву считаться наиболее мощным наземным атакующим средством при выполнении многих боевых задач, стоящих перед сухопутными войсками.
Конечно, все эти боевые успехи советских бронетанковых войск были бы невозможны, если бы в их распоряжении не было мощной и эффективной материальной части. Советские танкостроители, следуя завету В. И. Ленина —в войне «берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины», — в предвоенные годы создали образцы танков, ставших классическими и получивших мировое признание. А это серьезный успех: ведь за 60 с лишним лет в разных странах мира создано более тысячи образцов танков.
Открывая очередную рубрику «Наш танковый музей», редакция ставит своей целью рассказать читателям о становлении танка, о наиболее важных этапах его развития, о самых знаменитых танках, как принятых на вооружение, так и оставшихся в экспериментальных образцах. Наиболее подробно будут, естественно, рассмотрены советские танки, но должное внимание будет уделено и зарубежным образцам. Это поможет читателям лучше понять и по достоинству оценить всю глубину и важность конструктивных решений, предложенных создателями отечественных танков, самоходных артиллерийских установок и т. д.
Подобно броненосному кораблю, танк сочетает три боевых качества — огонь, защиту и подвижность, поэтому он не мог появиться сразу, без долгого предварительного периода, в ходе которого были отработаны основные элементы его конструкции — скорострельная артиллерия, двигатель внутреннего сгорания с гусеничным движителем и броня. Вот почему задолго до появления танков на полях сражений разрыв люди в разных странах и с разными целями разрабатывали устройства, которые, соединившись, слившись воедино, породили одну из самых могучих боевых машин. И в этой предварительной стадии немалую роль сыграли отечественные изобретатели и инженеры. Достаточно упомянуть хотя бы создателя скорострельной пушки В. Барановского и организаторов броневого производства в России П. Обухова и В. Пятова.
В 1837 году министерство финансов выдало штабс-капитану Д. Загряжскому привилегию на проект «экипажа с подвижными колеями», в котором содержались основные элементы гусеничного движителя: металлические гусеницы, опорные катки, механизм натяжения гусеницы. Экипаж Загряжского не был самоходным, пользу своего проекта изобретатель видел в том, что «лошадь может везти в таковых повозках двойную тяжесть, что они могут быть употребляемы как на шоссе, так и на обыкновенных дорогах, преимущественно же полезны на песчаных и грязных».
Следующий шаг на пути к созданию танка сделал волжский пароходный машинист-самоучка Ф. Блинов, в 1878 году обратившийся в департамент мануфактур и торговли с просьбой выдать ему привилегию на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов». Спустя девять лет он построил первый в мире работоспособный трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение отдельной паровой машиной. Такое устройство легко разрешало проблему управления трактором.
После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Я. Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 поду впервые установил его на своем ‘ «русском тракторе».
Первая мировая война дала мощный толчок военному изобретательству. Первая боевая гусеничная машина была построена в 1915 году по проекту А. Пороховщикова. В августе 1914 года, вскоре после начала боевых действий, он обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением построить быстроходную боевую машину для движения по бездорожью. Проект одобрили, и в начале 1915 года опытный образец «вездехода» был готов.
«Предок» танка представлял собой небольшую машину с экипажем из двух человек, покоящуюся на одной широкой гусенице под днищем корпуса и двух колесах, расположенных по бортам в носовой части. Эти колеса позволяли «вездеходу» поворачиваться. По дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы. Когда на ее пути встречалось препятствие, «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Достоинством машины Пороховщикова следует считать применение автомобильных агрегатов — двигатель, рулевое управление, планетарная коробка передач.
Первое испытание вездехода проводилось 18 мая 1915 года — на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «Маленького Вилли». Несмотря на его успешность, дальнейшие опыты были прекращены. Не был осуществлен и улучшенный проект «вездехода-2», разработанный Пороховщиковым.
Приблизительно в это же время приступил к конструированию своей боевой машины с колесами большого диаметра капитан Н. Лебеденко — начальник опытной лаборатории военного министерства. Лебеденко справедливо полагал: большое колесо легче сможет преодолевать рвы и окопы. Внешне машина Лебеденко напоминала сильно увеличенный пушечный лафет. Каждое из двух колес девятиметрового диаметра приводилось в движение от 200-сильного двигателя «майбах». Эти двигатели были сняты со сбитого немецкого дирижабля. Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.
Идея Лебеденко была одобрена, ему незамедлительно отпустили крупную сумму. Над проектом танка работали такие знаменитости, как Н. Жуковский и Б. Стечкин.
Лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова. Там же в лесу провели и его испытания, не давшие положительных результатов. Работы остановились, и гигантский каркас еще долгие годы ржавел в лесу, пугая случайных прохожих своими размерами. «Царь-танк», как его иногда называют, был самой большой из когда-либо построенных боевых машин.
Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной, а колесный движитель много лет спустя послужил основой для создания бронетранспортеров.