СРЕДНИЕ ЛУЧШЕ ЛЕГКИХ

Венгерский танк «Туран»

Венгерский танк «Туран». Боевая масса — 16 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: одна 40-мм пушка, два 8-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса — 61 мм, борт — 24 мм, башня — 50 мм. Двигатель — Z — Туран, 260 л. с. Скорость по шоссе — 47 км/ч. Запас хода по шоссе — 160 км.

В тридцатые годы в армиях всех стран преобладали легкие танки. Но многие конструкторы понимали, что, как только пехота получит в достаточном количестве мобильные, «вписывающиеся» в рельеф местности противотанковые пушки, песенка легких танков будет спета. Еще до гражданской войны в Испании в ряде стран начали создавать средние танки массой около 20 т, броня которых могла противостоять снарядам ПТО на расстоянии 500—1000 м. Опыт сражений в Испании положил конец колебаниям военных специалистов: средние танки стали основными боевыми машинами. В 1934 году французы приступили к созданию среднего танка для подвижных соединений. Год спустя фирма SOMUA предложила прототип такой машины, получившей обозначение S-35. Не уступая R-35 и Н-35 по бронированию и вооружению, она превосходила их в скорости и запасе хода. И вскоре стала рассматриваться как основной танк. Корпус его собирался на болтах из трех литых деталей. Литыми были также башня, маска пушки, командирская башенка и т. д. За счет множества люков выход из машины и доступ к агрегатам облегчался, но одновременно снижалась снарядостойкость танка. Пушка (34-го калибра) в то время была, пожалуй, наиболее мощным противотанковым средством. Благодаря использованию литья можно было дифференцировать толщину брони, сделать корпус обтекаемым и получить большой внутренний объем.

В 1940 году выпускалась новая модель S-40 с более мощным 220-сильным двигателем и усовершенствованной системой подвески. Это, несомненно, лучший довоенный французский танк и сильнейший противник, которого встретили немецкие «панцеры» при оккупации страны. S-40 превосходили тогдашние немецкие танки в вооружении и бронировании, однако уступали VIM в скорости, средствах связи и наблюдения.

Одновременно с французами в 1935 году средний танк начали создавать немцы. Конкурс на лучшую 15-тонную машину выиграла фирма «Даймлер-Бенц», в 1936 — 1938 годах выпустившая 70 предсерийных танков T-III модификаций А, В, С и D. Машина модификации Е, производившаяся с декабря 1938 года, стала серийным танком, который был основным в гитлеровской армии в 1940—1942 годах. Масса его теперь составила 19,5 т. На T-IIIE устанавливалась 37-мм полуавтоматическая пушка и три пулемета. По-новому конструкторы решили и ходовую часть машины.

После боев 1940 года во Франции) в которых участвовали около 350 T-lllj лредполагалось вооружить танк 50-мм пушкой длиною 60 калибров. Но Управление вооружения немецкой армии решило установить на машинах T-IIIF, T-IIIG и T-IIIH пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (685 м/с). Это обошлось немецким танковым частям очень дорого. После жестоких уроков, преподанных вермахту Красной Армией, с декабря 1941 года на танках T-IIII стали устанавливать длинноствольную 50-мм пушку (начальная скорость бронебойного снаряда, пробивавшего с 500 метров 75-мм броню, — 835 м/с; аналогичные данные и для подкалиберного снаряда — 115 мм и 1130 м/с).

Т—III имел индивидуальную торсионную подвеску, планетарный механизм поворота и хорошие средства наблюдения и связи. Управление осуществлялось с помощью сервопривода. Но по основным боевым характеристикам он, несмотря на перевооружение, не мог равняться с нашим T-34. Попытки уси- лись толщину его брони не удались. Это привело лишь к увеличению массы машины и к снижению ее проходимости, и без того невысокой. В августе 1943 года, выпустив 5691 танк 12 модификаций, производство Т—III прекратили.

В конце 30-х годов пытались наладить у себя производство средних танков и вооруженные силы Венгрии. Немцы отказались продать им лицензию на выпуск T-IV и предложили воспользоваться разработками «Шкоды», а именно — взять за основу недоработанный чешский образец T-22. Венгерские инженеры* заново сконструировали многие узлы, увеличили толщину брони и усилили вооружение машины. Двигатель заменили на выпускавшийся местной фирмой. В новой башне танка разместились 3 человека. Первый прототип венгерского танка, получившего название 40М «Туран» был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его производство. На вооружение армии «тураны» начали поступать в 1942 году.

На машинах устанавливалась чешская лицензионная 40-мм пушка А17, этого было явно недостаточно, поэтому рще в 1941 году начались работы по усилению вооружения 40 М. В мае 1943 года войска получили танк 41М «Туран» 75, или «Туран II», с короткоствольным 75-мм орудием. Всего было выпущено 129 штук 41М. Они оказались малонадежными, сложными в производстве и слабо вооруженными.

Японское командование, начав в 1937 году войну с Китаем, тоже пришло к выводу о необходимости для армии массового среднего танка. Конструкторы фирмы «Мицубиси» создали в том же году танк «Чи-ха». Он повторял основные конструктивные решения легкого «Ха-го» (в частности, имел ту же систему подвески инженера Т. Хара), но был лучше вооружен и бронирован. В башне теперь размещались 2 члена экипажа. Корпус собирался на заклепках из броневых листов, расположенных наклонно в носу и корме.

После проведенной в 1939 году модернизации «Чи-ха» на нем установили новую башчю с 47-мм длинноствольной пушкой, бронебойный снаряд которой имел начальную скорость 825 м/с и пробивал с 500 метров 75-мм броню. Всего в 1942 году японцы выпустили около 1200 «Чи-ха».

В 1941 году они разработали усовершенствованную модель, назвав ее «Чи-хе» образца 1 со сварным корпусом и измененной броневой лобовой деталью толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до 5 чел., масса до 17,2 т, и скорость возросла до 44 км/ч. Вооружение осталось прежним. С 1942 года было выпущено 587 «Чи-хе».

В 1941 году они разработали усовершенствованную модель, назвав ее «Чи-хе» образца 1 со сварным корпусом и измененной броневой лобовой деталью толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до 5 чел., масса до 17,2 т, и скорость возросла до 44 км/ч. Вооружение осталось прежним. С 1942 года было выпущено 587 «Чи-хе».

Танки «Чи-ха» и «Чи-хе» были основными японскими танками до конца второй мировой войны.

На базе «Чи-ха» создавались самоходные установки (75-мм гаубицы, 75- и 77-ММ пушки), командирские и мостовые танки и ремонтно- эвакуационные машины. После войны около 350 «Чи-ха» попали в руки китайцев.

В конце 30-х — начале 40-х годов налаживалось производство средних танков. Они стали основой бронетанковых войск.

 Немецкий средний танк T-IIIL (1942 г.)
Рис. 53. Немецкий средний танк T-IIIL (1942 г.). Боевая масса — 22,7 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: одна 50-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб норпуса — 50 мм, борт — 30 мм, башня — 57 мм. Двигатель — Майбах HL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе — 40 км/ч. Запас хода по шоссе — 155 км.

Французский средний танк S-35

Рис. 54. Французский средний танк S-35. Боевая масса — 20 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение: одна 47-мм пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 36 мм, борт — 41 мм, башня — 56 мм. Двигатель — SOMUA, 190 л. с. Скорость по шоссе — 37 км/ч. Запас хода по шоссе — 260 км.

Японский средний танк 2597 «Чи-ха»

Рис. 55. Японский средний танк 2597 «Чи-ха». Боевая масса — 14 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение: одна 57-мм пушка, два 7,7-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня — 25 мм. Двигатель — дизель Мицубиси 97, 170 л. с. Скорость по шоссе — 38 км/ч. Запас хода по шоссе — 210 км.