ПОЛЯРОИД SX-70

В 1972 году фирма «Поляроид Корпорейшн» выпустила камеру «Поляроид SX-70» с новым фотоматериалом и новым процессом его обработки. Основатель и руководитель этой фирмы доктор Эдвин Лэнд назвал этот процесс «абсолютно одноступенным». В статье, опубликованной в английском фотографическом журнале (Brit. J of Phot, №39, 1972), Лэнд так описывает работу камеры. После выбора объекта съемки и фокусировки с помощью нового видоискателя фотограф нажимает на спусковую кнопку. Через 0,4 сек появляется снимок: твердый, сухой, блестящий, плоский, но без видимого изображения. Внезапно снимок зеленеет и в течение одной-двух минут возникает изображение, правильно экспонированное и обладающее качественной цветопередачей. Этим, считает Лэнд, достигнута цель, которая так была сформулирована 30 лет назад: «Сделать возможным, чтобы фотограф видел свою работу и объект съемки одновременно, думая лишь об искусстве съемки, а не о получении снимка».
Первоначальные процессы экспресс-обработки позволяли получать черно-белый снимок за 10 сек, цветной — за 1 мин, причем они происходили в темноте внутри камеры. Новый процесс получения цветного изображения происходит прямо на свету и занимает несколько минут. Специальный фильм-пак, позволяющий получить десять снимков форматом 8X8 см, помещается в нижней части камеры. В фильм-паке находится миниатюрная батарейка толщиной 2 мм, разработанная фирмой «Рай-о-Ван-фильм», которая является единственным источником питания всей камеры. Батарейка имеет напряжение 6 в и гарантированный срок службы 12—18 месяцев. Максимальный ток, потребляемый камерой, 1,5 а.
Фотоматериал, предназначенный для получения снимка, состоит из 17 слоев. Два наружных слоя являются защитными. Слой, обращенный в камере к объективу, при экспонировании прозрачен. За ним следуют нейтрализующий слой; слой, формирующий изображение; слои галоидного серебра, чувствительные к синему, зеленому и красному свету; слои цветного проявителя; вспомогательные и промежуточные слои. Этот многослойный материал присоединен к капсуле с вязким концентрированным щелочным раствором, содержащим двуокись титана. По окончании экспонирования специальный электродвигатель протягивает фотоматериал между роликами, капсула раздавливается, и раствор смачивает все слои. При экспонировании в трех светочувствительных слоях образуется скрытое фотографическое изображение. В окрашивающих слоях скрытое изображение переходит в видимое. В неэкспонированных участках этого не происходит и непрореагировавшие реагенты диффундируют к белому подслою двуокиси титана, являющемуся подложкой для цветных слоев. Возможность обработки фотоматериала на свету достигается применением особого наружного слоя, прозрачного в первоначальном состоянии. При экспонировании прозрачный слой пропускает лучи, формирующие изображение объекта, на светочувствительные слои. По окончании экспонирования электро моторчик перемещает фотоматериал наружу из камеры. При этом сперва раздавливается капсула с проявляющим раствором. Сразу после смачивания слоя раствором с высокой концентрацией ионов водорода он становится непрозрачным. При завершении экспресс-обработки, когда концентрация ионов водорода уменьшается, слой вновь обретает прозрачность, и взгляду фотографа предстает готовый цветной снимок. Сама камера является как бы приложением к фотоматериалу. В ее разработке принимало участие несколько сторонних фирм. По внешнему виду «Поляроид SX-70» отличается от всех предыдущих моделей подобного типа. В сложенном положении он напоминает книгу размером 17,5X10X2,8 см и весом 700 г, а в раскрытом — принимает необычный вид. Необычный наружный вид камеры объясняется ее компоновкой и, в частности, новой конструкцией визира.

На рис. 1 схематично показан ход лучей от трех точек объекта 1. Лучи, проходя объектив 2 и отражаясь от зеркала 3, строят изображение объекта на экране 4. Этот экран, изготовленный в виде линзы Френеля, выполняет, кроме того, функции конденсора, зеркала и имеет искривленную форму для корректировки астигматизма. Поверхность линзы Френеля матирована и алюминирована, а ее ось смещена от центра экрана. С обратной стороны экрана нанесен зеркальный слой 9. От зеркального экрана 4 лучи отражаются к верхней части зеркала 3 и далее к асферическому вогнутому зеркалу 5, которое строит изображение объекта б. Это изображение рассматривается через окуляр 7, создающий мнимое увеличенное изображение объекта 8. Такое необычное решение визира обеспечивает компактность камеры, рассчитанной на широкий формат. Этой же цели отвечает новый объектив камеры 1:8/117 мм. Если длина обычного объектива из четырех компонентов составляет, как правило, одну треть от его фокусного расстояния, то новый объектив имеет длину, равную одной восьмой фокусного расстояния. Наводка на резкость (с 25 см до «бесконечности») осуществляется перемещением передней компоненты объектива.

Междулинзовый затвор камеры также оригинален. Он состоит из двух лепестков 1 и 2, движущихся поступательно навстречу друг другу (рис. 2). В каждом лепестке имеются два выреза: один — для регулирования светового потока, проходящего через объектив (линзы 3, 4), другой — для согласованного изменения освещенности на фотоприемнике 5. Угол восприятия фотоприемника ограничивается пластмассовым объективом 6. Приводом лепестков является подпружиненный рычаг 7, связанный с пружинным барабаном 8 эластичной пружиной 9. Момент пружины барабана 8 вдвое превышает момент пружины рычага 7, что обеспечивает открытие светового отверстия лепестками. При подаче напряжения на электромагнит 10 сердечник 11 перемещается по направлению стрелки, создавая противодействующий момент пружины барабана 8. Для тро-гания сердечника необходим ток порядка 1 а, а для удержания его в крайнем положении — 0,1 а. С тем, чтобы зря не расходовать энергию источника питания, штифт на сердечнике 11 переключает режимы питания обмотки электромагнита. Как только на электромагнит 10 подается напряжение, лепестки перекрывают световое отверстие и фотоприемник. Экран 4 (рис. 1) подымается вверх и поворачивает зеркало 9 к объективу так, чтобы световой поток при экспонировании падал на фотоматериал. Экран 4 подымается с помощью электродвигателя, находящегося возле оси поворота зеркала 9. После этого электродвигатель обесточивает электромагнит. Лепестки открывают световое отверстие, осуществляя экспонирование фотоматериала, и одновременно освещается фотоприемник. Сигнал от фоторезистора поступает в электронную схему, которая управляет всей автоматикой работы камеры.
Схема содержит 260 транзисторов и выполнена в микроминиатюрном исполнении. По окончании экспонирования электронная схема вновь запи-тывает электромагнит и лепестки закрывают световое отверстие до тех пор, пока электродвигатель не переместит экспонированный фотоматериал и не опустится экран 4. Тогда электромагнит обесточивается и световое отверстие вновь открывается. Диапазон выдержек камеры — от 1/100 до 20 сек.
При включении лампы-вспышки затвор работает как затвор-диафрагма. Фотоприемник отключается, а вместо него подключается вспомогательный электромагнит. Когда на него подается напряжение, осуществляется регулирование величины открытия светового отверстия в зависимости от положения кольца дистанций, то есть расстояния до объекта съемки. Кроме того в камере имеется счетчик кадров, связанный с электродвигателем, который отключает лампу-вспышку, если фотоматериал израсходован. Разработка Эдвина Лэнда и его сотрудников впечатляет новизной всех элементов: фотоматериала, процесса, объектива, визира, затвора, электронной схемы и источника питания. Она расширяет наши представления как о возможностях современной фотографической техники, так и о путях развития, по которым она идет.

«Советское фото» №11, 1973