«КРОМВЕЛЛ» И ДРУГИЕ

Английские «крейсерские танки MKVIII». «Кромвелл III», «Кромвелл IV»

Английские «крейсерские танки MKVIII». Слева — «Кромвелл III», справа — «Кромвелл IV». Боевая масса —27,5 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: «Кромвелл III» — 57-мм пушка, «Кромвелл IV» — 75-мм пушка плюс по два 7,92-мм пулемета на каждом из танков. Толщина брони: лоб корпуса — 76 мм, борт — 46 мм, башня — 76 мм. Двигатель — Роллс-Ройс «Метеор», 600 л. с. Скорость по шоссе — 64 км/ч. Запас хода по шоссе — 160 км.

До конца второй мировой войны англичане продолжали придерживаться старой концепции — делить танки на два основных типа: пехотные и крейсерские. Крейсерские предназначались для использования в составе самостоятельных бронетанковых соединений, они отличались большим запасом хода и скоростью. Но вооружены эти машины были так же, как и пехотные танки, уступая им, впрочем, в бронировании.

Разработка последнего предвоенного крейсерского танка «Крусайдер» началась в 1936 году по предложению членов Британской военной миссии генералов Уэйвелла и Мартелла, наблюдавших за действиями наших БТ во время маневров Красной Армии. Как известно, основой для БТ послужила машина конструктора У. Кристи. Поэтому англичане, недолго думая, купили у автора его танк, и в ноябре того же года модель «1932» была тайно (ввиду запрета американского правительства) доставлена в Англию. Год спустя фирма «Наффилд» начала разработку своей машины, и в декабре 1938 года крейсерский танк МкШ, или А.13 Мк|, с 14-мм броне- защитой был построен. Он под обозначением «крейсерский MKIV», ИЛИ А.13 Мк11 с увеличенной до 30 мм броней выпускался до 1941 года (всего их поставлено армии 665 штук). Танк вооружался 40-мм пушкой и развивал скорость до 64 км/ч-. Считалось, что эта легкая машина (масса ее равнялась 15 т) нуждалась в поддержке более мощных танков. Поэтому в апреле 1937 года англичане решили разработать такой танк, что и сделали два года спустя. Летом 1939 года под маркой «крейсерский МкУ», или А.13 МкШ «Ковенантор», машину поставили на поток. И летом того же года фирма предложила уже новый тяжелый крейсерский танк с мотором «Либерти», который назвали «крейсерский MKVI» (А.15 «Крусайдер» МкI).

На «Крусайдере» МкII толщину брони увеличили до 50 мм, а на «Крусайдере» МкIII (1942 г.) убрали пулеметную башенку и установили 57-мм пушку. Броневые листы крепились к каркасу корпуса болтами. Детали подвески размещались между внешними и внутренними боковыми стенками, а башня вращалась благодаря гидравлическому приводу.

«Крусайдеры» получились ненадежными, слабо вооруженными и сложными в управлении. Их пушки неплохо действовали против танков, но совершенно не годились для борьбы с наземными целями.

Опыт боев во Франции в 1940 году настоятельно потребовал вооружить крейсерский танк более мощной пушкой. И вот в 1941 году конструкторы разработали новые крейсерские танки MKVII «Кевелир» (А.24) также с мотором «Либерти» и многими узлами, заимствованными от «Крусайдере» и MKVIII (А.27). На части А.27 устанавливали тот же двигатель, что и на А.24. Но тем временем авиационный мотор Роллс- Ройс «Мерлин» переделали в танковый и оснащали им А.27(М), названные «Кромвелл». Производство их началось в 1942 году. «Кромвелл» проектировался с 57-мм пушкой, обладавшей хорошими бронебойными характеристиками. Но опыт боев показал, что танк чаще воюет не с противотанковыми пушками, а с пехотой, следовательно, потребовался мощный осколочно-фугасный снаряд. Поэтому на основе 75-мм американской танковой пушки с использованием деталей 57-мм орудия конструкторы изготовили английскую танковую 75-мм пушку MKV. Ее установили на машинах «Кромвелл IV», поступавших в войска с октября 1943 года. Танки поздних модификаций оснащались новым орудием, а ранее выпущенные перевооружались.

«Сентор» (выпущено 950 штук) и «Кромвелл» (построено около 500 штук) внешне почти не отличались. Модификации «Кромвелла» различались вооружением («Кромвелл VIII» имел 95-мм гаубицу) и бронированием (в модификациях VII и VIII за счет приваренных экранов толщина брони составляла 101 мм).

А.27 (М) оказался неплохим танком, обладал высокой удельной мощностью и скоростью. Однако слишком большое удельное давление машины (около 1 кг/см2) снижало ее проходимость. Достаточно толстая броня располагалась без рациональных углов наклона. Более солидная у последних модификаций А.27, она не защищала от пушек немецких «пантер». В боевых действиях он применялся при высадке десанта в Нормандии в июне 1944 года, а затем участвовал в агрессии против Северной Кореи (1950—1953 гг.) и до начала шестидесятых годов состоял на вооружении английской армии.

Разработка крейсерского танка «Комета» А.34 началась в разгар второй мировой войны, в 1943 году. Для его вооружения выбрали 76-мм пушку Виккерса, которую (чтобы не путать с орудием того же калибра) стали называть 77-мм пушкой. За основу будущей машины взяли танк «Кромвелл», усилив его бронирование и несколько изменив ходовую часть… Англичане стремились ускорить выпуск новых танков. Они появились в сентябре 1944 года, а в бой «Кометы» пошли в марте 1945 года, после чего их признали вполне удачными, поэтому А.34 состояли на вооружении армии до конца пятидесятых годов.

В августе 1943 года Британское управление по конструированию танков получило заказ на производство тяжелого крейсерского танка А.41 «Центурион» с броней и вооружением, рассчитанными для борьбы с германскими «тиграми». Проект 42-тонного танка, оснащенного 77-мм пушкой, был готов в мае 1944 года. Передняя броневая плита устанавливалась на А.41 так же, как и на Т-34 (с наклоном), но без лобового пулемета. В мае следующего года первые шесть машин • спешке отправили на фронт, правда, опробовать их в боях’ не удалось.

Первая и вторая модификации «Центуриона» поступили на вооружение уже после окончания войны, в 1947 году, а третья — с 84-мм пушкой (начальная скорость ее подкалиберного и бронебойного снарядов соответственно 1325 и 1020 м/с) — в 1948 году. «Центурион 4» вооружался 95-мм гаубицей, а на машинах восьмой и седьмой модификаций пушки снабжались эжекторами, устанавливался командирский пульт для управления огнем.

А.41 модификаций 9 и 10 с несколько увеличенной толщиной брони (1958—1960 годы) оснащался 105-мм полуавтоматической пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда 1475 м/с). Последние, 11-я и 13-я, модификации машины, выпускавшиеся в начале шестидесятых годов, имели инфракрасные прицелы и приборы вождения, а также спаренный 12,7-мм пулемет. Масса машины достигла 52 т.

А.41 «Центурион» впервые принял участие в боях в январе 1951 года, когда США вели захватническую войну на корейской земле. Танки эти использовались и в армиях Голландии, Дании, Швеции, Ирана, Индии. В составе войск Израиля они участвовали в разбойничьих нападениях на арабские страны в 1956, 1967 и 1973 годах. Израильтяне модернизировали бывший в их распоряжении «Центурион 5», установив на машине 105-мм пушку, американский мотор и гидромеханическую трансмиссию.

«Центурион» оказался мощным и надежным танком, хотя его скорость и запас хода были невелики. В настоящее время в Англии его заменил «Чифтен».

По существу, история крейсерских танков заканчивается на машине «Комета», так как «Центурион» (первоначально задуманный как крейсерский) стал основным (единым) танком. В Англии его стали называть «средним пушечным».

Британские крейсерские танки времен второй мировой войны так и не были доведены до уровня советских и немецких танков тех лет. Даже лучшие из них — «Кромвелл» и «Комета» — еще сохранили отсталые конструктивные решения.

 Английский крейсерский «Крусайдер III»
Рис. 59. Английский крейсерский «Крусайдер III». Боевая масса — 19,7 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — одна 57-мм пушка, один 7,92-мм пулемет, один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса и башня — 52 мм, борт — 45 мм. Двигатель — «Либерти III», 345 л. с. Скорость по шоссе — 48 км/ч. Запас хода по шоссе — 160 км.

 Английский средний танк «Центурион 10»

Рис. 60. Английский средний танк «Центурион 10». Боевая масса — 51,5 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 105-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 76 мм, борт — 51 мм, башня — 152 мм. Двигатель — Роллс- Ройс «Метеор IVa», 640 л. с. Скорость по шоссе — 34 км/ч. Запас хода по шоссе — 140 им.