БРОНЕВАЯ РАЗВЕДКА

Советский легкий танк Т-40

Советский легкий танк Т-40. Боевая масса — 5,5 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение 1 пулемет. ДШК — 12,7-мм, 1 — 7,62-мм пулемет. — 2 чел. Вооружение 1 пулемет. ДШК — 12,7-мм, 1 — 7,62-мм пулемет. Бронирование — лоб и борт корпуса — 13 мм, башня — 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе — 44 км/ч. (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе — 220 км.

Главный штаб французской армии не был удовлетворен разведчиком AMR (см. «ТМ» № 11 за 1979 год) из-за слабости его вооружения. Считалось, что кавалерийским соединениям нужны легкие танки, которые, помимо разведки, могли бы поддержать всадников в бою (особенно в рейдах по тылам противника). Поэтому конструкторам было дано задание разработать на базе AMR новую машину с усиленным вооружением и бронированием. И здесь опять- таки всех обогнал Рено. Созданный им танк АМС-35 в 1935 году был принят на вооружение во французской армии. Это была машина, имевшая массу 14,5 т, вооруженная 25-мм или 47-мм пушками и пулеметом. Толщина брони достигала 40 мм, управлял же танком экипаж из 3 человек. Однако увеличение массы даже при установке более мощного двигателя (180 л. с.) не могло не сказаться на скорости — она не превышала 40 км/ч. Этих машин было выпущено 150 штук. Они участвовали в боевых действиях 1939—1940 годов и состояли на вооружении еще и в бельгийской армии.

Англичане, продолжая модернизировать свой легкий разведывательный танк, улучшали в первую очередь его ходовые качества. В 1934 году появилась модификация MKV (боевая масса 4,83 т, вооружение — 1 — 12,7-мм и 1 — 7,71-мм пулеметы, экипаж — 3 человека), а в 1935 году — MKVI. Башни машин были оборудованы командирской башенкой и имели вращающийся полик. Танки MKVI выпускались вплоть до 1940 года (всего построено около 1200 штук), четыре их варианта незначительно отличались конструкцией башни и ходовой части. Несколько сотен этих легких машин в ходе боев в Северной Франции в мае 1940 года погибли или достались немцам. Британская армия использовала их массово и в Северной Африке в 1940—1941 годах.

Обладая только пулеметным вооружением, танки оказались очень уязвимыми от огня даже стрелкового оружия. Вот почему английские танкисты в 1941 году с большой радостью пересели на легкие американские машины МЗ. До начала 70-х годов англичане больше не строили легких разведывательных танков.

В пустынях Северной Африки «тонкокожие» британские разведчики встретились, по существу, с таким же, как и сами, «анахронизмом», только лучше вооруженным, — это был итальянский разведчик L6/40.

В 1935—1936 годах фирма «Фиат — Ансальдо» занялась разработкой танка, лучше вооруженного и бронированного, чем танкетка СУ-3/35. В результате работ было создано несколько моделей 5-тонной машины, вооруженной 37-мм пушкой. Она была предшественницей разведывательного танка L6/40 (легкий, 6-тонный, обр. 1940 года). Его ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек была торсионной, а направляющее колесо (для увеличения опорной поверхности) опущено на землю.

Танк L6/40 выпускался в 1940— 1942 годах (всего построено, считая и самоходные установки на его базе, 283 штуки) и состоял на вооружении итальянской армии до момента капитуляции страны в сентябре 1943 года, а затем использовался немцами. Это была довольно неплохая и надежная машина, однако слабо вооруженная и бронированная. И тем не менее ее длинноствольная пушка оказалась эффективным оружием для борьбы на африканском фронте с плохо вооруженными английскими бронетранспортерами и легкими танками.

В составе итальянской армии L6/40 воевали и на территории СССР в 1942 году. Тогда они были ее самыми мощными танками. Ясно, что сравнивать их с советскими боевыми машинами того времени бесполезно, счет будет не в пользу «итальянцев».

Созданная на базе L6/40 самоходная противотанковая установка (СУ) вооружалась 47-мм полуавтоматической пушкой с клиновым затвором. Ее бронебойный снаряд весил 1,65 кг и имел начальную скорость 775 м/с. Корпус самоходной установки был полностью бронирован 15-мм листами; экипаж, как и у танка, состоял из 2 человек. Эти машины еще могли сражаться с легкими танками англичан, но для борьбы со средними и тяжелыми машинами не годились. Таким образом, и танк L6/40 и СУ на его базе устарели уже в момент своего рождения.

В начале 1940 года, когда в Европе шла война, на вооружение Красной Армии поступил разведывательный плавающий танк Т-40. Он был создан конструкторским коллективом во главе с Н. А. Астровым. Корпус машины, изготовленный из катаных листов, соединенных сварными швами или клепкой, в верхней своей части (для обеспечения плавучести и устойчивости на воде) был уширен. В корме, в специальной нише, устанавливались винт и руль. Двигатель размещался в средней части корпуса справа. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Радиостанции имелись только на командирских машинах.

Такие танки, о конструкции которых использовались автомобильные агрегаты, были просты в изготовлении, их могли строить автомобильные заводы. Это было большим преимуществом. Танки Т-40 выпускались в 1940 и в первой половине 1941 года. Они отличались хорошей проходимостью и маневренностью на воде, но были слабо вооружены и бронированы.

Английский легкий танк Мк VIA

 Рис. 29. Английский легкий танк Мк VIA. Боевая масса — 5,3 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 1 — 12,7-мм и 1 — 7,71-мм пулеметы. Бронирование — лоб и борт корпуса — 12 мм, башня — 15 мм. Двигатель — «Медоус», 88 л. с. Скорость по шоссе — 56 км/ч. Запас хода по шоссе — 210 км.

 Итальянский легкий танк L 6/40

Рис. 30. Итальянский легкий танк L 6/40. Боевая масса — 6,8 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — 1 — 20-мм пушка, 1 — 8-мм пулемет. Бронирование- лоб корпуса — 15—30 мм, борт корпуса и башня — 15 мм. Двигатель SPA, 68 л. с. Скорость по шоссе — 42 км/ч. Запас хода по шоссе — 200 км.